О компании
Наши услуги
Статьи
Фотографии
Партнеры
Обратная связь
Контакты


Категории раздела

Статьи [4]









Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи

Особенности горнолыжного бизнеса в России


   Горнолыжные курорты в нашей стране можно разделить на 2 вида. Первый – это коммерческие проекты, нацеленные, как и весь бизнес на получение прибыли. Второй вид –  социальные проекты, коммерческая составляющая которых, стоит не на первом месте, либо вообще не учитывается. Обычно второй вид курортов – это большие, или даже гигантские вложения, окупаемость которых в ближайшие десятилетия маловероятна.

   Поэтому рассмотрим первый вид курортов. Как правило, это курорты с небольшим перепадом высот от 50 до 500 метров, расположенные в Центральной России, на Северо-западе, Урале, в Сибири или на Дальнем Востоке. Как пример можно взять горнолыжный курорт «Красное озеро» в Ленинградской области, опыт строительства и многолетней эксплуатации которого имеется у автора.


   Зачастую первые ошибки делаются уже при составлении бизнес-плана. Во первых, на этой стадии необходимо правильно оценить количество потенциальных клиентов, а это жители своего региона, не поедут любители горных лыж из Москвы или Питера на Урал, в Сибирь, тем более на Дальний Восток, когда есть Альпы, а для кого-то Кавказ. Да и количество своих земляков, потенциальных горнолыжников и сноубордистов нужно оценить правильно, обычно эта цифра почему-то завышена.


   Следующая  большая ошибка – объем инвестиций. Часто на этой стадии не учитываются  некоторые затраты, что потом выливается в увеличение стоимости строительства, а соответственно рушится бизнес-план. Реже наоборот, привлекается известная фирма, предлагающая построить курорт по последнему слову техники, и у инвестора от озвученной стоимости пропадает желание заниматься этим бизнесом.


   Для решения земельных вопросов, необходим либо административный ресурс, либо хорошие отношения с властями. Это тоже надо учитывать. Экологическая экспертиза проекта может серьезно задержать строительство, а соответственно и запуск курорта.


   При проектировании, важно правильно выбрать оборудование: подъемники, снежные системы, ратраки, системы контроля доступа, оборудование для проката инвентаря, освещение склонов, набор дополнительных услуг. Цены здесь могут отличаться в десятки раз. Иногда можно вместо нового приобрести оборудование б/у, вместо гондольного подъемника поставить кресельный, а вместо кресельного бугельный, а где-то наоборот. Если купленный по «дешевке» ратрак или подъемник сломается в пик сезона, то потери могут быть катастрофическими. Кроме того, нельзя пытаться сэкономить, не установив снежную систему, которую тоже надо правильно выбрать (снежные пушки, ружья,  насосы высокого давления, водозабор, трубопроводы и т.д.).


   Склоны. Они должны бать разнообразны, для лыжников и сноубордистов любого уровня, и их должно быть много, не менее 2-3 горнолыжных трасс на каждый подъемник.

Обязательно необходимо учесть интересы сноубордистов (сноуборд-парк, трамплины). Также должен быть склон для детей и начинающих с маленьким уклоном и длиной 100-150 метров с бесплатным подъемником. 


   Необходимо понимать, нужно ли строить на курорте коттеджи или гостиницы. Если курорт рядом с большим городом, то, возможно что и нет, если в десятках километров, то да. А вот коттеджи или гостиницу, или и то и другое зависит от многих факторов. 


   Комплекс общепита должен включать бистро с большой проходимостью и ресторан, а также кафе и бары в зависимости от размеров курорта.


   Очень важный вопрос – персонал на курорте. Ратратчики, снежники, канатчики, работники проката – скорее всего готовых специалистов не найти, придется взращивать своих, а это и ошибки и время.


   Эксплуатация курорта зимой!


   Серьезная проблема для большинства курортов – неравномерность загрузки в будние и выходные дни, особенно для удаленных от городов курортов. Универсальных способов решения здесь нет, но общие принципы примерно одинаковы:

-         снижение цен буднего дня;

-         работа спортивных школ;

-         строительство мест для проживания отдыхающих, причем коттеджи будут иметь большую загрузку, чем гостиница;

-         специальные программы – как пример - 5 будних дней по системе «все включено» со значительными скидками и т.п.

   Другая проблема, если курорт популярен – значительные перегрузки в выходные дни:

очереди на подъемники, в прокате инвентаря, в общепите, к инструкторам и даже в туалеты, уставший и раздражительный, при недостаточной мотивации, персонал.

Как следствие – недовольство посетителей курорта, испорченный отдых и нежелание вернуться. Как с этим бороться?

     а)    привлечение дополнительного персонала (на подъемники для помощи при посадке, в прокате инвентаря для увеличения его пропускной способности, в общепите дополнительные повара, кассиры, бармены, официанты.

     б)    в общепите, сделанные заранее заготовки, хранящиеся  морозильных камерах.

     в)    дополнительные услуги, такие как трассы для беговых лыж, каток, тюбинги и т.п.

     г)     дополнительная мотивация персонала, при превышении выручки свыше какой-то установленной величины и т.д.


     Спорт на курорте.

     Очень хорошо, если на курорте имеются спортивные трассы, и можно проводить не только тренировки спортивных школ, но и соревнования, которые, привлекая средства массовой информации, помогут в раскрутке курорта. Причем это можно делать практически на любых, даже совсем небольших горках.

   На курорте «Красное озеро» в 2003 году была построена одна из первых в России, постоянно действующая, трасса ски и борд кросса с перепадом высот 110 метров. В 2004 году был построен уникальный гостинично-спортивный комплекс (патент № 44992 от 27.10.2004г.) с крыши которого спускаются могульная трасса, соответствующая требованиям ФИС, тренировочная трасса для слалома и трасса для продвинутых любителей, при этом перепад высот там всего 80 метров. Построен также склон для лыжной акробатики с перепадом высот в 60 метров. На этих трассах в 2006 году было проведено Первенство Мира по фристайлу в дисциплинах могул, парный могул, скикросс и лыжная акробатика. А ежегодно с 2004 года проводятся этапы Кубка Европы по могулу. Этапы кубков России по скикроссу и бордкроссу проводятся на курорте постоянно. Все это способствовало узнаваемости курорта, его популяризации.           


   В основном курорты работают зимой 4-5, реже 6 месяцев. Остается еще 7-8 месяцев, которые тоже должны приносить выручку, причем желательно быть еще и прибыльными. Огромный плюс если курорт находится в красивом месте, рядом с озером или рекой, тогда курорту просто необходимы коттеджи, которые летом еще более предпочтительны, чем  гостиница. Очень важно также иметь комплекс развлечений: водные, спортивные и т.п. Пример «Красного озера»: водный трамплин для летних тренировок горнолыжников и сноубордистов, водные ватрушки, буксировочная канатная дорога для водных лыж и вейкбордов, парусные швертботы, гребные лодки, пляж, пляжный волейбол, батут, стрельбище из лука,  круглогодично работающая кресельная канатная дорога, теннисные корты, мини-гольф, трасса для горных велосипедов, спортивные площадки (футбол, волейбол, баскетбол), прокат летнего спортивного инвентаря, бильярд, боулинг, пейнтбол.  


Проведение различных корпоративных мероприятий (семинары, конференции, праздники) весной, летом и осенью серьезно могут помочь в увеличении рентабельности курорта. 


   Выше описана только малая часть вопросов возникающих при проектировании, строительстве и эксплуатации горнолыжных курортов. Решением всех многочисленных проблем должны заниматься специалисты. Фирма «ski-resort-consult» создана именно такими специалистами-профессионалами с многолетним опытом работы в этой области.



www.skiresortconsult.ru

тел.(812) 542-84-81, факс (812) 380-20-14

 

Категория: Статьи | Добавил: Timakov (20.10.2009)
Просмотров: 7408

Copyright SKI-RESORT CONSULT © 2017Приветствую Вас, Гость
Главная | Регистрация | Вход